Наверх

Вирни
Пакеты почтовые, курьерские, специальные и другие.
Именной скотч и другие сопутствующие материалы.

История почтового транспорта: от “пешкаруса” до самолетов

c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy8zLzYvMzY4MTQxMzMwMTUxNF9vcmlnLmpwZWc_X19pZD01MzgwNw==.jpg

При первобытном строе люди передавали информацию голосом. Для усиления звука использовались полые стволы деревьев. Также, чтобы сообщить об опасности или позвать на помощь, зажигали сигнальные костры. 

С развитием письменности появились и первые посыльные, а позже возникла потребность в транспорте. Предлагаем окунуться в историю и узнать, на чем передвигались почтовые службы, начиная с древности и до наших дней.

Голубиная почта

«Птица мира» помогала людям еще в античные времена. Египтяне, персы, римляне и греки с помощью голубей отправляли важную информацию: военные сообщения, результаты Олимпиады, коммерческие письма.

Голубиная почта пользовалась большой популярностью до изобретения телеграфа. Бытует мнение, что семья Ротшильдов во многом обязана своим богатство именно голубям.

В 1815 году птица принесла новость об исходе битвы при Ватерлоо Натану Ротшильду на два дня раньше. Он спровоцировал падение акций на бирже, а затем скупил многие английские компании за бесценок. Эта афера обогатила его на 40 миллионов фунтов.

В 1870 году в Париже был основан «голубиный» почтамт. Все желающие по цене 50 сентимов за слово могли отправить письмо. Через год, во время осады города, 73 голубя доставили более миллиона микрописем. За это смелую птицу увековечили в бронзе.

Памятник голубю
Памятник голубю.

После появления телеграфной связи голуби все еще были полезны в полевых условиях. Так, во времена Первой и Второй мировых войн птицы помогли передать множество важных военных сведений.

Лошади ‒ первый почтовый транспорт

Лошадей как способ доставки почты впервые стали использовать в Персии при царе Кире I. За содержание животных отвечал сам монарх. Работа у лошадей была непростой. Так, Геродот в своих трудах упоминает, что длина почтового сообщения между Сардами (современная Турция) и Сузами (Иран) составляла 2,5 тысячи километров.

В Римской империи существовала почтовая служба «курсус публикус». Система станций позволяла преодолевать гонцу до 300 километров в сутки. Однако прелести быстрой передачи информации могли ощутить только знатные люди. Простой народ работал в придорожных станциях: менять лошадей, лечить, подковывать и кормить их.

Во времена Золотой Орды почтовое сообщение приобрело небывалый размах. На путях каждые 40 километров находилась станция, где содержалось от 200 до 400 лошадей. Гонец сообщал о своем приближении, подавая звуковой сигнал в рог. Когда он прибывал на место, его уже ждал новый конь.

Если всадник вез важную информацию, ему вручали специальную пластину. Каждый, кто видел ее, должен был оказать гонцу всяческую помощь. При ее предъявлении посланник мог забрать коня у любого человека.

С развитием индустриальной эпохи лошадей вытеснил железнодорожный транспорт, корабли и автомобили. Однако животных еще использовали для перевозки почты до транспорта дальнего следования.

Железнодорожная почта

Переворот на развитии почтовой связи спровоцировала железная дорога. В почтовых вагонах в сравнительно короткие сроки перевозились тонны писем и грузов.

Первый почтовый вагон появился в Великобритании. В 1830 году в нем перевезли корреспонденцию по маршруту Ливерпуль ‒ Манчестер. Новый опыт быстро переняли другие страны, и чем больше становилось железных дорог, тем быстрее развивалась железнодорожная почта.

Сначала в вагон загоняли груженую почтовую карету с лошадьми, но затем стали перевозить только почтовый груз. Чтобы ускорить выдачу писем, почтовые отделения оборудовались прямо в вагонах. Там же проводилась обработка и сортировка почты.

Далее появились целые почтовые поезда. Они состояли только из почтовых вагонов. 

Со временем железная дорога обросла инфраструктурой из почтовых отделений. На рубеже XX-XXI веков использование почтовых вагонов сократилось, однако до сих пор во многих странах это основной почтовый транспорт.

Вагон для перевозки грузов
Такие багажно-почтовые вагоны есть и в России.

Корабельная почта

Изобретение парохода дало новый толчок к развитию почты. Их стали применять для доставки писем в другие страны, через моря и океаны. К середине XIX века сформировалась четкая система приема, обработки и выдачи писем на судах. Она была сходна с системой в почтовых поездах.

Первый пароходный почтовый маршрут организовали в Адриатическом море на кораблях компании «Австрийский Ллойд». Затем стали доставлять письма из Англии в США, в Австралию, Индию и Африку. В России для перевозки почты использовались два фрегата, которые швартовались в Петербурге на первой в мире почтовой пристани.

В дальнейшем корабельная почтовая служба работала в дуете с железнодорожной. Почтовые вагоны погружали на паром и доставляли в самые отдаленные точки планеты. Сегодня авиация вытеснила корабельную почту, однако на круизных лайнерах еще действуют почтовые отделения.

Почтовые автомобили

Вскоре после изобретения автомобиля появились и грузовики. Хоть они и были очень дороги, почта практически сразу начала их использовать. Первые фургоны появились в Германии в конце XIX века. Они могли перевозить от 160 до 800 килограмм груза. Со временем грузоподъемность росла, и к 1910 году в Польше уже использовали грузовик Commer Car Type CCH, который мог взять на борт 3 тонны корреспонденции.

Грузовой автомобиль
Один из первых почтовых фургонов.

Маленькие отделения не могли позволить себе покупать машины. Однако нашлось другой способ моторизации. Почтамты брали автомобили в аренду или использовали курсирующие автобусы для доставки небольших партий груза.

После внедрения Генри Фордом сборочного конвейера автомобили стали доступнее. А с развитием технологий на почте начали использовать фургоны и грузовики грузоподъемностью от 5 до 20 тонн.

Почтовая авиация

Как в случае с автомобилями, пароходами и поездами, изобретение самолета сразу привлекло внимание как средство доставки почты. Однако ввиду ненадежности и опасности эксплуатации первый почтовый рейс состоялся только в 1911 году. Его протяженность составила всего 13 км от Аллахабада до Наини в Индии. Тогда пилот Анри Пике перевез почти 7 тысяч писем и 250 открыток.

Первый контракт на доставку писем получила австралийская компания Quantas в 1922 году. Многие аэропланы разбивались, но это не остановило развитие авиационного почтового сообщения.

Сегодня почта использует практически все виды транспорта: от велосипедов до авиалайнеров. Однако история знает случаи использования дирижаблей, аэростатов и даже ракет для доставки писем. На этом развитие почтового транспорта не заканчивается, возможно, вскоре посылки будут доставлять дроны и роботы. Поживем — увидим!


Можете заказать у нас

Плюсануть
Поделиться